Фрагмент для ознакомления
2
24 мая по православному календарю отмечается День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые считаются учителями и просветителями славянских народов. Их имена связаны с двумя значительными событиями, оказавшими влияние на историю большинства славян. Во-первых, это проповедь христианства и принятие Православной веры князьями Дирой и Аскольдом с их дружиной, известное как Первое (Фотиево) Крещение Руси. Во-вторых, создание славянского алфавита и перевод на славянский язык Евангелия, Псалтири и других богослужебных текстов. Именно за этот вклад в развитие Православия и христианской культуры братья Кирилл и Мефодий были признаны святыми.
На стыке V–VI веков наших эры славянский мир и Византия вступили в прямой контакт. В IX веке славянские князья, объединившись с викингами, которых византийские летописи называли русами, а сами славяне – варягами, осуществляли разгромные походы на Византию, имея поддержку Хазарии. Около 860 года произошел один из таких походов под руководством киевских князей Аскольда и Дира. Хотя в этот раз Дир и Аскольд не смогли взять византийскую столицу из-за ее крепких укреплений, окрестности Константинополя были опустошены. В это время Византия осознала необходимость радикального решения славянского вопроса. Император Михаил III оказался неспособным эффективно управлять столь великой державой, какой была Византия в то время. Почти все время своего правления он полагался на труды Патриарха Фотия. Этот выдающийся иерарх и государственный деятель осознавал, что восточные славяне, рассматриваемые как враги Византии, могли стать союзниками и друзьями лишь через проповедь христианской веры. Поэтому в 60-е годы IX века русско-славянская миссия приобрела важное значение как государственное дело, требующее привлечения выдающихся проповедников. Выбор Фотия пал на Константина Философа, который был сотрудником патриаршей библиотеки, одной из крупнейших книжных коллекций средних веков в мире.
Константин (позднее известный как Кирилл) и Мефодий были сыновьями знатного аристократа, проживавшего в Фессалонике - городе на Македонии, где проживало много славян. Предположительно, братья с детства владели славянским языком. Более того, Мефодий, который десять лет провел как воевода в Словении, имел возможность глубже изучить быт, культуру и особенности славянского характера.
С самого детства младший из братьев, по имени Константин, проявлял интерес к науке. Его отправили на обучение к известным педагогам того времени, где он учился вместе с малолетним императором Михаилом. В период иконоборчества юный Константин явно высказывал свою поддержку каноническому Православию. В спорах с иконоборцами, часть из которых обладала высоким священным званием, он убедительно защищал догматическое значение святых икон. Позднее, став священником, его отправили Фотием к арабам-мусульманам. Патриарх Константинополя пытался убедить арабов в преимуществах христианской веры, но миссия в Аравии завершилась неудачей. Фотий считал, что славяне представляют более подходящую аудиторию для проповеди Слова Божьего, так как язычество явно утратило свою популярность, и наилучшие умы славян активно искали истину в христианстве.
Константин и Мефодий отправились к хазарам, с которыми славяне поддерживали дружеские отношения, важно учитывать, что Мефодий уже не занимал государственную должность из-за несовместимости с его убеждениями и принял монашеский образ жизни в уединенном монастыре на горе Олимп в Малой Азии. Перед тем как отправиться в Хазарию, где они планировали свою миссию, братья Кирилл и Мефодий остановились в Херсонесе на почти год, где, согласно их житию, случайно обнаружили святые мощи мученика Климента Папы Римского, который был сослан в Крым в начале II века. Согласно преданиям, здесь, в Крыму, они также нашли древние тексты Евангелия и Псалтирь, написанные на "русских письменах". У славян этот язык не имел никакого отношения, и для перевода Евангелия на славянский язык пришлось создать новый алфавит, а не на "русский" язык. Было разработано два таких алфавита: глаголица и кириллица.
Академик Владимир Иванович Ламанский, внимательно изучивший единственный исторический источник о деятельности святых братьев, известный как Паннонские жития, отметил, что их проповедь в Хазарии была адресована не хазарам, а славянским князьям и их дружине, находившимся в Хазарии, другими словами, на своей военной базе. Таким образом, Крещение Руси, часто называемое Фотиевым в исторической литературе, началось с принятия христианства князьями Диром и Аскольдом, став прямым результатом миссии Кирилла и Мефодия. Следует отметить, что это важное историческое событие произошло в хазарской столице Итиль, расположенной недалеко от современной Астрахани, то есть вблизи Саратова. Первое крещение славян не привело к полной христианизации древнерусского государства, однако оно осталось в памяти народа как значимое событие. Начало русско-славянской государственности отмечается в 862 году в первой русской летописи "Повесть временных лет", когда Кирилл и Мефодий начали проповедь на хазарской земле.
Согласно византийским летописям, в это время русы, считаемые восточными славянами, принимают православную веру. Различные источники свидетельствуют о создании первой русской епархии около 862 года, с центром, возможно, в различных городах юга России, таких как Таматарх (Тмутаракань, известная сейчас как Тамань) или Фанагория (ныне Керчь). Границы этой епархии на северо-востоке могли простираваться до современного Саратовского края.
Деятельность равноапостольных братьев продолжалась, привлекая к себе внимание южных и западных славян.
В это же время болгарский царь Борис принял христианство.
По приглашению князя Ростислава из Моравии братья Кирилл и Мефодий отправились проповедовать Евангелие западным славянам. Их миссия в Моравии и, позднее, в Паннонии была также успешной, как и на востоке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Былины. Сказания. Древнерусские повести /Т. Михельсон – М.: Детская литература, 2001.
2. История человечества. Рождение Руси/ И. Пименов, И. Рассох – М.: ЭКСМО-Пресс, 2005.
3. Кружок русского языка в школе. Пособие для учителей/ Е. Преображенская - М.: Просвещение». 1986.
4. Памятники литературы древней Руси /Д. Лихачев – М.: Художественная литература,1994.
5. Рассказы русской начальной летописи /Д. Лихачев – М.: Детская литература, 1992.
6. Русский язык в школе. Научно-методический журнал /Н. Шанская, 1995 год, №2.
7. Е. Ф. Карский. Славянская кирилловская палеография.
8. Российская академия наук. Отделение литературы и языка – М.: Наука, 1999.
9. Дуйчев И.С. Болгарское средновековье - София: Наука и искусство, 1972.
10. Тахиаос, Антоний Эмилий-Н. Святые братья Кирилл и Мефодий - просветители славян - Сергиев Посад, 2005.
11. Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности - М., 1981.
12. Сказание о письменах Черноризца Храбра, пер. В.Я. Дерягина /В.Я.Дерягин. О культуре русской речи - М., 1987.
13. http://www.saints.ru/k/Kirill_i_Mefodii.html Кирилл и Мефодий, равноапостольные, учители Словенские
14. http://dugward.ru/library/malyshevskiy/malishevskiy_olimp.html И.И. Малышевский. Олимп, на котором жили св. Константин и Мефодий.
15. http://biografiivsem.ru/kirill-i-mefodiy Кирилл и Мефодий.
16. http://www.sedmitza.ru/text/997376.html Просветительская деятельность Константина (Кирилла) и Мефодия.